Национальные праздники стран и народов мира: календарь праздников, описание и фото

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник

Рождественский сочельник - так называется праздник, который отмечают в Черногории и Сербии 6 января.

До всохода солнца, 6 января, выстрелом из ружья отец семейства объявляет поход в лес за "бадняком". Оставшиеся в доме члены семьи на рассвете разжигают огонь и начинают жарить на вертеле специально откармливавшегося к Рождеству поросенка - "печеницу", женщины готовят рождественский пирог, торты и другие блюда:

  • пирог для правого вола - готовится из хлебной муки в виде лепёшки с дыркой посередине и надевается утром на Рождество правому волу в упряжке на рог;
  • ратарицы - замешиваются из квасного теста в виде шариков, при этом самая большая делается для хозяина, самая маленькая - для младшего ребёнка;
  • коровий пирог - готовится в некоторых сёлах на юге Сербии, украшается разными символами котины, домашних животных, сена;
  • плетеницы - замешиваются из кислого теста в виде косы, при этом самая большая делается для хозяйки, самая маленькая - для младшей дочери (внучки);
  • Бадняк - это полено срубленного молодого дуба, которое должна обязательно иметь во время рождественских праздников в своем доме каждая сербская семья. Полено выбирается такого размера и веса, чтобы глава семьи сам, на своих плечах смог принести его в дом. По традиции, оно должно гореть в семейном очаге в течение всех трех дней праздника. Как только хозяин дома находит подходящий дуб, он поворачивается лицом к востоку, крестится три раза, поминая Господа Бога, свою Славу (святого - покровителя семьи) и завтрашний праздник, приветствует бадняк, а затем тремя ударами срубает дерево (первый удар наносится с востока, последний обычно с запада, чтобы дерево упало на восток на плечи хозяина). Если дерево не удается срубить тремя ударами, его отрывают от основания без помощи топора. В этом случае его нижняя часть называется бородой.

Отлетевшие от дерева щепки называются "ивер", одну такую щепу надо обязательно принести из лесу хозяйке дома. Иногда ивер стараются поймать еще в воздухе. Его ставят либо между корытами, чтобы сливки на молоке были круглый год жирными, либо между ульями, чтобы защититься от зла, либо в воду, которую после считают целебной. Принесенный из лесу бадняк, иногда облаченный в рубашку, до вечера оставляют прислоненным к наружной восточной стороне дома. Символически бадняк олицетворяет то полено, которое пастухи принесли с собой в дар праведнику Иосифу, чтобы он разжег его в холодных яслях, где родился Спаситель. Бадняк является также символом креста, на котором был распят Христос. В течение всего этого дня дом празднично украшается.

Вечером перед ужином хозяин вносит бадняк в дом вместе с соломой, хозяйка посыпает его пшеницей, а хозяин ставит к огню. Сначала бадняк целуют и намазывают медом, потом приступают к сжиганию.

Как и многие другие христианские обычаи, сжигание бадняка имеет языческие корни. Согласно одной теории, бадняк олицетворяет божество, которое при сжигании обретает новую жизнь. По другой, с его помощью призывают мертвых семьи. По третьей, бадняк - это некая защита огня. Во всяком случае, бадняк связан с солнечным циклом и является частью культа солнца. Из огня при сжигании дуба - священного дерева - рождалось новое солнце.

Черногорцы и сербы часто неверно считают, что бадняк - исключительно их обычай. Известно, что кельты сжигали дуб в ожидании нового лета. Этот обычай надолго задержался на Британских островах, а известен и среди многих других европейских народов. Сербы и "русины" жгут бадняк; русские и болгары - ель, а когда жгли и дуб (болгары называли его "бъдник"). В Воеводине и буневцы вносят бадняк в дом. Французы как бадняк используют черешню, а у бельгийцев бадняк сохранился в виде стилизованных пирожных, политых кремом.

Происхождение этого обычая с филологической точки зрения попытался объяснить знаменитый русский ученый С.В.Топоров. Он связал в единую мифологическую цепь древнегреческого дракона Пифона, древнеиндейского персонажа змеиной природы Ахи Будхнью (змея глубины) и сербский персонаж Бадняк. Все эти мифы рассказывают о борьбе против уничтожения: Пифон (подземелье, мрак) пытался уничтожить весь мир, пока его не убил Аполлон (Солнце). Ведское "ahi" связано с древнегреческим "эхис" - змея - и старославянским "ож" (ср. серб. "аждаjа" - змея, дракон). Ведское "budhn" имеет аналог в древнегерманском - "bodam" (немецкое "Boden"), а старославянское "дубхн" означает то же самое - "глубина". Согласно такому толкованию, корень бадняка - в нижнем, мрачном мире, а при его сжигании призывается солнце и ему помогают победить своего вечного врага - мрак.

Национальные праздники
народов других стран:
Календарь праздников Черногории
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
             
Ноябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
             
Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс