Музей импрессионизма

В середине весны 1874 года семеро художников, картины которых не признавал официально художественный Салон, решили устроить в самом центре Парижа свою собственную выставку. Они были бедны, у них не было подчас денег на обыкновенный кусок хлеба, но всех их объединяла идея - найти правду в искусстве. Над ними смеялись, на них показывали пальцем, а в журналах можно было прочесть только: "Сумасбродство!", "Мазня!", "Чрезвычайно комическая выставка!".

Сейчас их имена известны всему миру. Это были Огюст Ренуар, Берта Моризо, Эдгар Дега, Клод Моне, Альфред Сислей, Камилл Писарро, ПольСезанн - те, кого именуют сейчас импрессионистами.

Сейчас в Париже существует Музей импрессионизма. Если вы идёте из Лувра через сад Тюильри, остановившись перед площадью Согласия, посмотрите направо: там расположилось уютное двухэтажное здание, в котором когда-то находился зал для игры в мяч. Оно было построено ещё до Второй мировой войны, однако в качестве Музея импрессионизма открылось только в 1947 году, в 50-х годах его отреставрировали и переоборудовали. Сейчас устроители создали для картин самые лучшие условия, которых только могли бы желать сами авторы.

Когда-то самый большой, пожалуй, всплеск негодования вызвали работы Э.Мане "Олимпия" и "Завтрак на траве". Теперь они размещаются на первом этаже, в самом центре коллекции. В своё время они стали пощёчиной тонкому буржуазному вкусу со своим "неприличным" сюжетом, теперь перед ними стоят толпы зрителей, которые пытаются вслед за художником разгадать человеческую натуру. Все цвета на его картинах - просты и непритязательны, мотивами их являются поэзия и красота.

Пройдя чуть дальше, вы увидите картины О.Ренуара. В его творчестве - просто жизнь как она есть: дети, лучи солнца, цветы, женщины. Ренуар - солнечный художник, всё, что бы он ни писал, выходило у него живо и непосредственно, будь то природа или обнажённая натура. Его картины плавно переходят на второй этаж Музея. Здесь же висят творения П.Сезанна, В. Ван Гога и других. Настоящим шедевром считают современные критики картину К.Моне, название которой и определило всё направление в творчестве этих художников - "Впечатление" (на французском оно звучит, как "impression"). Все его принципы нашли отражение в серии композиций "Руанский собор" - в Музее вы увидите пять картин из этой серии, причём, ни одна из них не повторяет другую: на одной собор пасмурным днём, на другой - отливает золотом, на третьей - розовый при восходе солнца. Художник пишет собор, показывая блестяще игру света и тени. Причём все картины Мане в Музее импрессионизма выставлены без рам - просто в стене, что помогает зрителю уловить иллюзию изменения мира в зависимости от освещения.

Всё здесь говорит о тяжёлом пути в искусство художников-импрессионистов - даже скромное здание, в котором расположился Музей. Однако - жизнь их была наполнена вдохновенным и радостным трудом. Быть может, именно поэтому их искусство так солнечно, так ярко и так радостно.

Экскурсии в других странах: