Площадь Пьяцца Навона в Риме

Овальная площадь Пьяцца Навона, расположенная в самом сердце Рима, знаменита историей, слитой воедино с историей города. Эта площадь, воплощающая дух самого Рима, по праву слывет одним из привлекательнейших мест мира. Овальность внешних границ площади и значительная протяженность площади можно пояснить тем фактом, что помещается она на месте древнейшего стадиона, устроенного здесь жителями славного города еще в конце I столетия. На стадионе атлеты состязались в ловкости, силе, быстроте. Популярными слыли соревнования в беге, по метанию диска, копий, кулачные бои. Несколько позже овальный стадион был преобразован в арену цирка Домициана, по которой проносились пышно убранные кони, неспешно и грациозно ступали хищники, силачи и жонглеры удивляли присутствующих своим мастерством.

Середина V в. для будущей площади Пьяцца Навона была не самым хорошим периодом. Цирку Домициана не повезло, он превратился в развалины, и только эпоха Возрождения внесла свое благотворное преобразование. С начала XVI в. неподалеку стали селиться кардиналы, сановники и вельможи, послы различных государств и банкиры. И опять площадь стала местом устроения спортивных баталий, кукольных и театрализованных представлений, как это было несколько столетий назад. Сейчас периметр площади окружают архитектурные творения - дворцы, церкви, дома горожан. Каждое из строений пропитано духом протекших веков, но Пьяцца Навона сегодня - место, очень популярное среди туристов.

В сердце площади и в некотором отдалении от него возвышаются три фонтана. Фонтан Четырех Рек, помещаемый в центре площади, был создан в сороковые-пятидесятые годы XVII века скульптором Бернини. Фонтан имеет вид скалистого грота, у основания которого помещены аллегорические фигуры Дуная, Нила, Ганга и Ла-Платы. Увенчивает группу античный обелиск, устремленный к космическим пространствам. Фонтан Нептуна можно увидеть сразу, только ступив на площадь. Заложен фонтан был еще в самом конце XVI в., хотя скульптура Нептуна и окружающих его фигур специалистами датируются лишь XIX в. Третьим фонтаном в композиции Пьяцца Навона стал фонтан Мавра. Автором его также считают Бернини, вероятно, потому что в основу легли эскизы ваятеля. Выполнена же фигура Мавра и его окружение одним из талантливых учеников скульптора.

Находящееся на площади церковное сооружение Сант'Аньезе ин Агоне поражает своим великолепием. Создателями памятника - барочной церкви Святой Агнессы - считают Джироламо, Райнальди и Борромини, которые в разное время трудились над этим сооружением. Войдя внутрь церкви и оказавшись в роскошном окружении предметов культа из драгоценных металлов и камней, посетителям порой может показаться, что видения небесной славы так же реальны, как солнце Италии.

Сейчас и площадь, и здания, ее обрамляющие, стали местом, где жизнь бьет ключом. В дневное время здесь располагаются за своими мольбертами бесчисленные художники, создают импровизации музыканты, отдыхают взрослые и резвятся дети, набираются впечатлений туристы.

Экскурсии в других странах: