Загадочные древние руины острова Фату Хива

Загадочные древние руины острова Фату Хива

Фату Хива - один из самых живописных островов Маркизского архипелага и всей Французской Полинезии. Находясь южнее всех своих соседей, Фату Хива ловит большую часть приходящих с юга осадков, а потому склоны и подножия двух вулканических пиков, образующие остров, покрыты великолепной изумрудно зеленой растительностью. И если название, которое можно перевести как "девять частей крыши" отражает особенности рельефа острова, то прозвище "Сад Эдема", данное местными жителями острову, очень точно описывает его природу и мягкий климат.

Вкуснейшие сочные фрукты и аромат цветущих растений - не единственное сокровище, скрытое влажными лесами острова. Среди непролазных зарослей, почти скрытые мхом и вьющимися растениями то тут, то там встречаются серые камни древних развалин, где некогда жрецы культа, знать, воины и простые полинезийцы молились своим богам, совершали обряды, вершили суд и приносили жертвы. Руин древних храмов, мараэ, как их называют полинезийцы, на Фату Хива много. В свое время Тур Хейердал, очарованный красотой острова, провел здесь целый год, в который растянулся его медовый месяц. За это время он успел написать ставшую культовой книгу о Фату Хива и составить довольно подробную карту расположения всех мараэ.

Развалины мараэ, конечно же, встречаются практически на всех островах Французской Полинезии, но на острове Фату Хива они интересны тем, что по ним можно судить о классовом строении древнего полинезийского общества. Каждая семья, племя, даже каждая профессия имели своих божеств - Тики, которые были неким связующим звеном между людьми и верховными богами - Атуа. Соответственно, и мараэ, в которых стояли каменные или деревянные идолы Тики с огромными вырезанными глазами, строились и использовались отдельными семьями, племенем или, к примеру, рыбаками. Еще один важный элемент религии древних полинезийцев - Мана, идол в женском обличии, которого молили о даровании здоровья, успеха в делах, семейного благополучия и прочих благах.

Мараэ строились в виде широких, выложенных обтесанным камнем площадок и окружались стенами из таких же плотно подогнанных камней. Иногда использовались базальтовые плиты, и даже коралловые головы. Алтарь - аху - устраивался в центре из поставленных вертикально камней, высотой немного меньше высоты стен. Вокруг аху располагались деревянные фигуры богов и столбы, украшенные символикой семьи или племени, для которой было выстроено мараэ. Перед алтарем стоял жертвенный стол и столик для ритуальных инструментов. Мараэ окружены были несколькими строениями - фаре, что значит дом. Один дом отводился богам, второй - умершим предкам, в третьем хранились каноэ, а в четвертом был тайник для сокровищ.

Проводились ритуалы только жрецами, тахуа, а особенно важные, социально значимые мог совершать только верховный жрец - арии. Происходили здесь и человеческие жертвоприношения, кстати, единственный источник мяса для островитян, не знавших животных и охоты. Возможно, именно в таком мараэ был съеден несчастный Кук, рискнувший вмешаться в племенные распри полинезийцев.

Экскурсии в других странах: