Июньский праздник Хи Жа Жа
Этот праздник является самым значимым для народности хани, представители которой проживают в уезде Батсат провинции Лаокай. Отмечается он в течение четырех дней в середине июня по лунному календарю. Празднование Хи Жа Жа сопровождается проведением различных традиционных игр, а также ритуалов.
Хи Жа Жа также называют Июньским праздником. Дата его проведения зависит от того, когда жители провинции закончат пересаживать рисовую рассаду, а также прочие продовольственные культуры на поля. По легендам хани, праздник Хи Жа Жа посвящен духам, один из которых покровительствует урожаю, а также духам неба, горы, леса и земли. Основной ритуал проводится в одной общинном доме А го ла шо.
Перед праздником жители проводят подготовку в несколько этапов. Сначала они меняют кровлю в общинном доме. От каждой семьи направляется по одному человеку, который должен принести из леса собранные им пять пучков императы.
В день проведения праздника шаман исполняет ритуал жертвоприношения духам. В его качестве выступает черный упитанный буйвол. Его привязывают к специальному столбу, который называется А кюи, и шаман начинает производить ритуал, который посвящен вышеперечисленным духам. После этого самые сильные юноши деревни должны свалить буйвола на землю, потянув за кожаные ремни, привязанные к его ногам. Шаман с пучком травы в руках подходит к буйволу и подносит этот пучок к его морде. Таким образом жители проверяют урожайной ли будет осень. Если буйвол замычит, значит надо ждать плохого урожая.
Тот человек, который забивает столб в землю, убивает затем жертвенного буйвола и после этого преподносит часть на алтарь духам. Части от туши также достаются каждой семье деревни, чтобы и они преподнесли мясо на своих домашних алтарях.
На следующий день с раннего утра жители деревни начинают готовить рисовое тесто. Из него потом пекут традиционные праздничные пирожки. В каждой семье готовят определенные набор блюд, который выставляют на поднос - рисовые пирожки, самогон из клейкого риса и тушеное мясо буйвола. Этот поднос несут в общинный дом. Шаман начинает читать молитвы, а жители в это время становятся на колени лицом к подносу и их мысли направлены к духам. Когда чтение молитв окончено, все начинают употреблять приготовленную заранее пищу.
Затем начинается следующая часть праздника. Шаман начинает участвовать в разнообразных играх, а затем уже подключаются остальные жители. Обязательной частью праздника является традиционный танец А ду Лу тье, или танец зова матери-риса к полям, которая просит процветание и богатый урожай для деревни.
Этот праздник имеет большое значение для представителей народности хани. С его помощью они обращаются к духам с просьбами о хорошем урожае.