Сингальский Новый Год
В Шри-Ланке проживает две большие общины - сингалы и томилы и каждая из них отмечает свой Новый Год. Традиции празднеств уходят корнями в глубокую древность и соблюдаются неукоснительно в течение многих веков.
Сингальский Новый Год имеет религиозную подоплеку. Он наступает в лунном месяце Бак, название которого означает в переводе с санскрита "везение". По григорианскому календарю этот период выпадает на апрель. Хотя в Шри-Ланке довольно трудно определить смену сезонов - теплая погода стоит круглый год, апрель все же считают месяцем прихода весны, возрождения природы, а также месяцем сбора урожая риса-сырца. Кроме того, согласно индуистской мифологии в это время Князь Мира призывает божество Индрадеву на Землю, для того что бы тот принес мир и согласие. По легенде Индрадева приезжает в небесной белой повозке, облаченный в белые наряды, а на голове имеет цветочную корону равную по высоте 7-ми локтям.
Основным праздничным ритуалом является Пуджа, которая представляет собой подношение богам с целью снискать их благосклонность и избежать несчастий в наступающем периоде. Эта церемония всегда тщательно подготавливается. Все предметы и дары приобретаются загодя и имеют особый смыл.
Большое внимание в подготовке к празднику уделяется Аюрведической системе медицины. Это несколько удивительно для европейского человека, но ланкийцы, и, в частности, сингалы, считают, что в Новый Год нужно входить не только чистым духовно и физически, но и здоровым. В свете этого обязательной церемонией является купание в травяных ваннах. Иногда водные процедуры заменяют обтираниями или обмазываниями различными целебными маслами. Это обеспечивает успокаивающий эффект, снимают боли в мышцах и суставах, а также приносят физическое очищение.
Еще одной характерной особенностью сингальского Нового Года является посещение старейшин и соседей. Это укрепляет дружеские взаимоотношения в общине. Люди ходят друг к другу в гости с пучком особой травы "бетел", которая считается священной и лекарственной одновременно. Говорят, что жевание бетел вместе с гвоздикой, кардамоном и ареканутом является лучшим способом для укрепления десен. Сок травы бетел способствует пищеварению и обладает бактерицидным действием. Видимо поэтому его дарят на Новый Год, как символ здоровья. Бетел символизирует дружеские чувства и проявление сестринской и братской любви.
Как и в Арувуду (так называется ланкийский Новый Год) до момента наступления сингальского новолетия имеется кратковременный период Нонеката. Это время ознаменовано движением планет. В Нонеката нельзя начинать новых дел, а следует совершать молитвы, читать мантры или проводить аюрведические процедуры по очищению тела и духа. Поскольку в Нонеката организм приходит в дисбаланс, то не рекомендуется употреблять тяжелую пищу, а лучше всего придерживаться поста, который называется здесь "лангана".
На сингальский Новый Год готовят особые кушанья, которые имеют повышенную питательную ценность. Например, мясо Мунг Кевум, а также блюдо из коричневого риса Конда Кавум. Все яства имеет сбалансированный состав согласно Аюрведической системе питания. Отведать первое Новогоднее блюдо семья может только в определенный благоприятный период, который также определяется при помощи астрологических вычислений.
Еще одним обычаем, который неукоснительно соблюдают сингальские ланкийцы, является помазанье головы специальными маслами и мытье головы с шампунем Нану. По поверью это способствует улучшению роста волос и хорошему сну.
По сути, сингальский Новый Год похож на Национальный - Арувуду, видимо, поэтому их часто путают. Последнее время Национальный Новый год приобретает все большую популярность, а исконно тамильские и сингальские празднества отходят на второй план. Традиции двух общин объединяются, и это легко прослеживается в общих Новогодних ритуалах.