Фестиваль "Гонки на лодках Ко-Лае"

Фестиваль "Гонки на лодках Ко-Лае"

Гонки на лодках известны во многих странах мира и проводятся с древних времен. В Таиланде этот вид соревнований очень популярен и имеет запутанную и длинную историю происхождения. Самые ранние упоминания о гонках на лодках Ко-Лае относятся к Аюттайскму периоду сиамской цивилизации и связаны с правителем Экахотсарот, который и устроил первое состязание в начале XVII века, для тренировки солдат в сражениях на воде.

Несколько десятилетий спустя в 1685 году свидетелями гонок величественного королевского флота стали французские послы , прибывшие в Сиам с дипломатической миссией.

Остались записи в архивах, повествующие о масштабных соревнованиях, которые организовал сам король Нараи Великий. Его баржей управляли не менее 150 гребцов. Суда были богато украшены и расписаны позолотой. Весла также сверкали на солнце золотыми огнями. Сначала процессия величественно плыла вниз по реке Чао Прайа, но затем монарх приказал судам выстроится попарно, повернуть против течения и на скорость проследовать к причалу возле Королевского Дворца в Аюттайе. Дистанция гонки составила 6 миль и была преодолена за рекордно короткое время. Гребцы-победители одной из королевских барж получили по 600 грамм серебра в качестве награды.

Бытует мнение, что ранее гонки на лодках устраивались не только ради спортивного интереса, но и еще для предсказания будущего. Так, король Чулалонгкорн (1868-1910) описывал, что в одиннадцатом лунном месяце (октябре), после окончания сезона дождей проходили гонки между двумя королевскими лодками, одна из которых представляла судно короля, а другая - королевы. Монарх поведал, что если победит барка Королевы, тогда весь год в стране будет благоденствие и богатство, но если вдруг и проиграет, то ничего страшного все равно не случится. Конечно, спектакль на воде разыгрывался таким образом, что всегда выходила победителем лодка супруги.

Однако водные шествия все же сопровождались брахманскими церемониями для защиты урожая от наводнения. Эти ритуалы проводились всерьез и тщательно, т.к. считалось, что умилостивив богов, можно сохранить плантации риса от затопления.

Династия Чакри после переноса столицы государства в Бангкок перестала проводить ежегодные гонки, а использовала лодки для исключительных торжественных случаев. Однако, позже, уже в XX веке этот вид спорта стал популярен среди жителей города Наратхиват (1149 км к югу от Бангкока), которые и устроили первые выступления в честь Короля и Королевы в 1976 году. Конечно, суда для соревнования были изготовлены их же руками и не имели отношения к монаршему флоту.

Население города издревле занимается рыболовным промыслом, и знают толк в строении лодок. Длинноносые расписные скоростные суденышки получили название Ко-лае. Впервые они появились на юге Тайланда в малайских общинах. Считается, что малайцы являются лучшими мастерами и гребцами и часто побеждают в соревнованиях. Постепенно состязания приобрели международный масштаб и в маленькое поселение на реке Hapa Bang съезжаются участники из многих стран, в том числе и из Малайзии, Мьянмы, Сингапура, Брунея, Филлипин. Главный приз учрежден монархом и носит название Роял Трофи.

Гонки в городе Наратхиват являются далеко не единственными. В течение года, а, особенно в осенние месяцы, по всей стране проходят аналогичные соревнования, некоторые так же международные. К самым популярным относятся:

  • 1. Лодочные гонки в местечке Фра Прадаенг, в 29 км от Бангкока на реке Чао Прайа. Это соревнование проводится в апреле;
  • 2. Лебединые лодочные гонки в Аюттайе в сентябре. Состязания носят международный характер. Участвуют не менее 16 команд из разных стран;
  • 3. Гонки на реке Нан в городе Пхичит (344 км. от столицы) и в городе Пхитсанулок (377 км. от Бангкока). Эти красочные зрелища проходят незадолго до главной Королевской гонки в Наратхивате.

Традиционные лодочные гонки сопровождаются и другими культурными мероприятиями. В частности, можно стать свидетелем цветочных лодочных процессий, фольклорных выступлений и спектаклей, а так же приобрести сувениры и ремесленные изделия местных мастеров на ярмарке.

Для жителей Тайланде Ко-Лае лодки имеют также религиозное и культурное значение. До сих пор они используются в осенней церемонии Тот Катхин. На них перевозят статуи Будды в храмы и применяют в прочих ритуалах. Например, в обряде подношения монахам, который знаменует окончание поста в сезон дождей.

Праздники в других странах: