Линия Мажино

Наиболее укрепленная пограничная линия Европы была построена в 1934 году, после того, как в 1926 году военным министерством Франции была создана экспертная комиссия, готовящая план по созданию самой мощной обороны на востоке Франции. Работы по усовершенствованию фортификационного сооружения продолжались до 1940 года. Линия Мажино получила свое название в честь Анри Мажино, военного министра Франции, погибшего в 1932 году. Строительство линии укреплений, протяженность которой составила 380 километров, обошлось государству в баснословную по тем временам сумму - 1 миллиард долларов. Для личного состава линии Мажино, в подземных фортах были оборудованы госпитали и жилые помещения. На участках линии, снабженных электростанциями, системами вентиляции и узкоколейными железными дорогами, располагалось более пяти тысяч огневых сооружений, объединяемых в единую систему обороны.

Противотанковые и противопехотные заграждения, модернизированные крепости - Эпиналь, Верден, Туль и Бельфор, артиллерийские и пулеметные орудия - все это составляло пограничную линию. На территории линии располагались неуязвимые укрытия, которые располагались на 50-ти метровой глубине. Они поднимались для выстрела и вновь опускались в исходное положение; районы укрепления были оснащены плотинами, которые обеспечивали возможность экстренного затопления сооружений, в случае захвата неприступной линии противником. Линия Мажино по праву считается хай-теком того времени - настолько укрепленными казались все ее сооружения. Состояла фортификация из укрепленных районов - Лаутерского, Мецкого и Бельфорского, а также, Саарского участка заграждений и Рейнского укрепленного фронта. 300 тысяч человек состава укрепления обеспечивали непрерывную защиту от нападения.

Французские военные считали, что линия Мажино неприступна для врага, но мнение не прошло испытания наступлением германской армии, для защиты от которой и создавались неприступные укрепления. Но ведь никакие гитлеровское танки не смогли бы пробить линию: перед дотами располагались рвы, "ежи" и стальные колпаки. Пулемёты разносили все живое, поэтому для вражеской пехоты путь во Францию был невозможен. Немцы понимали всю невозможность идти напролом, поэтому нацистская армия поступила проще - войска нацистской Германии просто обошли линию обороны французов через Арденнские горы. Париж капитулировал, и гарнизон линии Мажино был вынужден сдаться. Сейчас уникальные сооружения линии Мажино стоят как немой укор своим создателям. Памятник труду десятков тысяч французов, ливших здесь бетон и рывших траншеи, труду - оказавшемуся абсолютно бесполезным и не выполнившему свою основную функцию. На карте, установленной у дороги, проходящей через линию Мажино, нарисован маршрут для велотуристов, проходящий через четыре страны - Францию, Германию, Бельгию и Швейцарию. Границы открыты для жителей Европы, и война осталась где-то в далеком прошлом и в памяти людей, которые видели все события того времени своими глазами.

Экскурсии в других странах: