Кунсткамера Петра 1

Комплекс, состоящий из главного здания и пристроенного к нему выставочного флигеля, Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого, чаще именуемого кунсткамерой, расположился в историческом центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы. Открылся музей по указу императора, имя которого носит в 1714г.

С момента появления, музей является символом Академии наук России. Целью открытия этого первого в Российской империи музея было собирание и исследование природных аномалий и раритетов, сделанных человеческими руками. Первыми экспонатами вновь открывшегося музея была вывезенная Петром из Европы коллекция уродцев. Сегодня собрание музея одно из самых больших и полных на Земле. В фондах музея более миллиона экспонатов, рассказывающих и показывающих многообразие культур народов обоих полушарий.

Наряду с демонстрацией своих экспозиций, кунсткамера играет роль исследовательского центра изучения культурного наследия человечества, аккумулируя и продолжая традиции, заложенные знаменитыми российскими этнографами и антропологами 18-20вв.

Основное здание музея антропологии и этнографии построено в стиле петровского барокко специально для расположения в нем музея. Мало того, что это старейший музей России, скорее всего, это вообще самое старое здание мира, построенное специально в музейных целях. На вершине сооружения установлен старинный астрономический инструмент для определения экваториальных или эклиптических координат небесных светил - армиллярная сфера, символизирующая солнечную систему.

Бытует предание, что место для строительства музея Петр выбирал лично. Во время осмотра предполагаемых участков строительства, он обратил внимание на нестандартную сосну, аномальная часть которой сейчас является экспонатом музея. Вероятно, первоначальный проект здания принадлежит архитектору Андреасу Шлютеру, в последующем проект был доработан архитектором Маттарнови под наблюдением и при личном участии императора Петра. После смерти венценосца в 1725г. над постройкой работали архитекторы Н. Гербель и Г. Киавери, а завершал проект в 1734г. М. Земцов.

В 1747г. в здании музея случился пожар, уничтоживший многие внутренние интерьеры и деревянную башенку, венчавшую здание. При восстановлении музея интерьеры некоторых залов были оформлены по-новому. В бывшем библиотечном зале, а сегодня зале барокко, что на втором этаже восточного флигеля, (где расположена экспозиция "Естественно-научные коллекции Кунсткамеры" художник Д. Джанни в 1757г. создал лепной узор плафона. Позднее, в конце 70-х годов того же века скульптором Павловым там же были выполнены два тематических горельефа - "Празднующая Европа" и "Триумф России". И плафон, и горельефы сохранились до нашего времени.

Деревянная башня же на вершине здания была восстановлена только 200 лет спустя. И не только восстановлена, но и украшена - именно тогда на ее макушке появилась знаменитая армиллярная сфера, созданная по проекту Р.И. Каплан-Ингеля.

Кунсткамера - это собрание удивительных экспонатов. Посещение музея не сможет никого оставить равнодушным.

Экскурсии в других странах: