Станцы Рафаэля в Ватикане

В Ватиканском дворце можно увидеть одну из самых ярких рафаэлевских работ - так называемые Станцы Рафаэля, представляющие собой расписанную фресками анфиладу залов.

История их создания началась в начале XVI века. Взошедший на престол Папа Юлий II выбрал в качестве личных апартаментов комнаты на втором этаже, не захотев жить в покоях Александра VI. Для украшения внутреннего убранства, во Дворец были созваны лучшие мастера кисти, среди которых можно встретить такие знаменитые имена уже известных на тот момент художников, как Содома, Пинтуриккио, Синьорелли и Перуджино. Из Флоренции прибыл и 25-летний Рафаэль.

По совету основоположника и последователя стиля Высокого Возрождения Д.Браманте Папа Римский доверил роспись комнат именно Рафаэлю, отклонив остальным претендентам уже сделанные ими заказы. Благодаря гению мастера, а также удивительному обществу выдающихся и исключительных личностей, которые окружали мастера во время работы в Ватикане, фресочные росписи впечатляют своей глубиной замысла, насыщенностью образов, гармоничностью, а также композиционной упорядоченностью и ясностью.

Первой из фресок, расписанных Рафаэлем, является Станца делла’Сеньятура, служившая рабочим кабинетом Папы, где подписывались различные указы. Здесь взору предстают четыре тематические работы с общим замыслом "Духовная жизнь человека". Росписи представляют области духовной жизни: Юстицию, Философию, Поэзию и Богословие. Отображены они в правосудной "Мудрости, Мере и Силе", лирическом "Парнасе", теологическом "Диспуте Евхаристии" и философской "Афинской Школе".

По оценкам специалистов, самой великолепной считается последняя, единодушно признанная величайшим творением как эпохи Ренессанс в целом, так и гениального Рафаэля в частности. Многие изображенные на ней античные персонажи схожи чертами лица с художниками, мыслителями и творцами рафаэлевской современности. Этот прием символизирует преемственность новейшей теологии мыслителям Античности.

Все фрески выполнены в арочной форме, работа в каждой станце заняла у Мастера три года. Последний зал был расписан учениками гения, в связи с его трагической смертью.

Станца д’Элиодоро, вторая по счету расписанная Рафаэлем, отражает божественное покровительство Церкви. Здесь можно увидеть несколько тематических фресок, под названиями "Месса в Больсене", "Изведение Петра" и известная "Изгнание Элиодора".

Станца дель’Инчендио ди’Борго, является последней из самостоятельных работ Рафаэля. Лучшей росписью в этой зале считается "Пожар в Борго", которая связана с легендой о тушении возгорания самим папой Львом IV, осенившего паству крестным знамением. Заметим, что все мотивы фресок в этой станце прославляют тогдашнего Главу Римской Церкви Льва Х, изображая исторические моменты папства Льва III и Льва IV.

Четвертая станца - зал Константина, была расписана учениками Рафаэля, уже после его смерти, по эскизам гениального Мастера.

Экскурсии в других странах: