Храм Алувихара

Если от города Канди поехать в северном направлении, то добравшись до местечка с названием Матале, и проехав еще восемь километров, приблизимся к древнему буддийскому храму Алувихара. Чтобы добраться до храма, нужно подняться на вершину горы, где он и располагается, занимая тринадцать пещер. По крутому склону горы подниматься не слишком просто, но наградой за трудную дорогу к храму будет великолепная панорама, открывающаяся с вершины. Временем первого упоминания о храме Алувихара является третий век до нашей эры. Именно в то время на острове Шри-Ланка основной религией становится буддизм.

Шло время, с ростом известности этого горного храма, его посещало все больше верующих и, в то время, когда страной правил король Шри-Ланки Валагамбаху Первый (с 77-го до 89-го года до н.э.), храм стал монастырем. Сейчас задействованы не все пещеры, но на стене каждой из тринадцати можно прочитать надписи, говорящие об их назначении. В самой большой пещере, которая располагается в правой части, проходили ритуалы, совершаемые ежедневно. В легендах этого храма говорится, что эту пещеру, которая не имеет никакого естественного освещения, в древнейшие времена освещали боги. Название этой пещеры - Алока Вихара - как раз и связано с этой легендой. Один буддийский монах, находясь в пещере, занимался изучением манускриптов. И вдруг, Лорд Шакра при своем появлении, озарил пещеру чудесным светом. До сих пор жители окрестностей уверены, что пещеры храма и есть место обитания бога Шакры.

Именно в этом храме произошло важное событие в истории буддизма, которое и принесло ему известность. Здесь был записан на сингальском языке буддийский канон Трипитак. До этого столетиями учение Будды существовало только в устной форме. Причем это были не обычные слова, а притчи, сравнения. В дошедшем до наших дней учении Будды насчитывается 550 притч и парабол. В период, когда наступило смутное время прихода на остров тамильских завоевателей и изгнания короля Валагамбаху из страны, в Индии укрылись 700 монахов из числа тех, которые наизусть знали буддийские тексты. На острове осталось всего 60 монахов, которые считали для себя невозможным покинуть остров, не сохранив тексты святыни. Когда после войны прошло уже двенадцать лет, решили, что следует сохранить учение Будды в записях на сингальском языке.

Нужно было найти место, где переписчики были бы скрыты от посторонних глаз и могли работать в безопасности. Таким местом был выбран храм Алувихара. Долгие три года переписывали монахи буддийские тексты. Запись на пальмовых листьях оказалась нелегкой работой.

Для того чтобы перевести записанные тексты с сингальского языка на язык Пали, который был священным языком Будды, в 411-м году из Индии на Шри-Ланку прибыл буддийский монах Буддагоша. Теперь в пещере храма находится статуя, которая изображает монаха, читающего учение Будды. Там же находятся и другие статуи, а пещера была названа именем Буддагоши. В последующие века, монахи также, избегая опасности, искали убежище в горах, в монастыре Алувихара.

Экскурсии в других странах: