Корабль, проплававший 300 лет...

Одной из самых посещаемых достопримечательностей Стокгольма можно смело назвать корабль-музей "Ваза". Его уникальная экспозиция состоит всего из одного экспоната, который бессменно выставлен на всеобщее обозрение. Однако интерес к нему не угасает, и каждый год посмотреть на него приходит более полумиллиона посетителей. И посмотреть действительно есть на что. Огромный парусник, на строительство которого ушло более 40 акров леса, украшенный старинной лепниной с позолотой, выглядит действительно потрясающе.

Несмотря на свой почтенный возраст, а ему уже более 300 лет, он отлично сохранился и предстаёт перед взором посетителей практически в первозданном виде. Причина такой долговечности кроется вовсе не в стараниях реставраторов, а в необычайной истории этого несостоявшегося флагмана королевского флота.

Корабль "Ваза" получил своё название в честь династии, правившей в XVII веке в Швеции. Именно тогда, в 1626 году, и было начато его строительство. Его возглавил голландский кораблестроитель Хенрик Хюбертссон. Новый парусник должен был стать гордостью военного флота страны, самым мощным и хорошо вооружённым кораблём того времени на широтах Балтийского моря. Самое непосредственное и активное участие в разработке проекта и строительстве принимал сам король Густав II Адольф.

В течение двух лет над созданием "Вазы" трудились лучшие специалисты того времени, претворившие в жизнь действительно масштабный и грандиозный проект. К сожалению или к счастью для него, Хенрик Хюбертссон не смог увидеть воочию своё детище, так как умер в 1627 году.

И вот 10 августа 1628 года красавец-флагман, оснащённый 64 бронзовыми пушками и украшенный резными фигурками, был спущен на воду. Здесь и случилось то, чего никто не ожидал. Не преодолев и нескольких километров, "Ваза" сильно накренился под порывом ветра, зачерпнул воды своими пушечными отверстиями и пошёл на дно. В ходе расследования было выяснено, что корабль был в корне неправильно спроектирован, так как его центр тяжести находился слишком высоко.

Разумеется, в то время не было необходимой техники для того, чтобы поднять гигант со дна морского. Поэтому власти ограничились лишь тем, что снарядили подводников для подъёма пушек. Корабль же оставался в забвении в течение последующих 300 лет.

Только в 1956 году инженер Андерс Франсен, активно интересовавшийся историей шведского флота, смог обнаружить его местоположение. Спустя 5 лет "Ваза", наконец-то, смог снова увидеть свет. Как и предполагал Франсен, флагман сохранился практически полностью, в его трюмах даже были обнаружены скульптуры, монеты и одежда. Реставраторы сразу приняли меры по сохранению корпуса судна: древесина была пропитана специальным составом.

Уже в 1962 году на острове Юргорден был организован временный музей "Ваза". В современном виде он существует с 1990 года, хотя работы по оснастке парусника были завершены лишь в 1995 году.

Экскурсии в других странах: