Горкха расположился в 25 км от главной трассы Катманду-Покхара. Дорога холмистая, проходит через маленькие древние городки и неожиданно приводит в современный большой город. Первым впечатлением туриста, увидевшего Горкху из окна автобуса возможно станет разочарование. Этот город мало чем отличается от множества других провинциальных городков Непала. Главная торговая улица, где постоянно движется поток людей, яркие вывески, машины - кажется, что здесь нет ничего особенного. Но стоит лишь немного подняться на возвышенность, как вы окажетесь в старом колоритном городе. Здесь все иначе: пешеходные мостовые, вымощенные камнем; дороги, гуляющие по холмам; дома, построенные 150 лет назад.

В открытых дверях нижних этажей домов видна ежедневная жизнь населения. Можно увидеть, как проходят будни и оценить уровень жизни горожан. В одной двери вы увидите швею, склонившуюся над швейной машинкой, в другой - часовщика с монокуляром, занятого ремонтом, в третьей - магазин ювелирных украшений. Следуя вдоль длинных старинных улиц, можно отойти от центра города вглубь, к жилым районам.

Проблема нехватки воды актуальна для многих непальских городов. Здесь в домах нет водопровода, а в специальные источники вода поступает всего 2 раза в день - по утрам и вечерам. Такие источники, как правило, расположены в небольших углублениях, а место расположения, всегда примечательно каким-либо ориентиром. Некоторые источники устроены рядом с большими раскидистыми деревьями с густой кроной, другие - недалеко от маленького храма, третьи - например, под ярким цветущим кустом.

Как и везде в Непале, в Горкхе популярны огромные 10-литровые кувшины известной формы. Некоторые жители, как и прежде, используют медные кувшины, некоторые-алюминиевые, а кто-то и современные пластиковые. Но даже пластиковые емкости сделаны в традиционной форме, а не в форме канистры или ведра. Женщины Горкхи переносят кувшины двумя способами. Первый способ-с использованием плетеных корзин, крепящихся за спиной; а второй - под мышкой, прижав к телу. Форма кувшинов настолько тонко разработана под изгибы женского тела, что дамы с таким кувшином всегда смотрятся очень романтично.

Горкха вовсе не избалована туристами из европейских стран. По пальцам можно пересчитать итальянцев и немцев, чаще прочих отдыхающих тут. Местные жители достаточно приветливы, - они по-настоящему радуются, когда их приветствуют. К концу вечера, как это часто случается в непальской провинции, скулы туриста могут заболеть от ниспадающей улыбки. Самые смелые жители города подходят пообщаться, но большинство из них задает один вопрос: "Откуда Вы приехали?". Таких смельчаков в городе найдется немало, поэтому к вечеру отвечать на этот вопрос вы, вероятно, устанете. Что ж, в этом случае, всегда можно перестать улыбаться и отвернуться, подав знак о том, что разговор закончен.

Главная площадь города Горкха называется Дурбар Сквер. Такое название носят все главные площади непальских городов, ведь переводится оно как "дворцовая площадь". Площадь в Горкхе примечательна тем, что на ней расположен храм, а прямо напротив него - музей. Большое кирпичное здание издалека привлекает внимание, но, к сожалению, сам музей вечером закрывается рано.

Утро нового дня стоит посвятить подъему на гору, на которой расположен Королевский дворец. К нему ведет каменная лестница, очень длинная, а вдоль нее, прямо на склоне, раскинулись несколько деревень.

Сам дворец насчитывает 600-летнюю историю. Находясь около него, на самой вершине холма, в ясную погоду можно увидеть Гималаи. Но бывает и так, что из-за тумана не видно даже долину под самой горой.

Архитектура дворцового комплекса представляет несколько кирпичных построек формы пагоды. Этот памятник похож на дворцы Катманду. Резьба по дереву украшает деревянные опоры крыш дворцов. В верхней части вырезаны изображения бога, а в нижней - эротические сцены. На территории дворца можно увидеть много военных, большинство из которых - юноши из далеких непальских деревень. Легко заметить, что даже они с интересом разглядывают элементы оформления дворца.

Около дворца возведен храм Шивы. У стены храма сидят пуджари и очень колоритные садху. Пуджари - это священнослужитель в индуизме, который знает наизусть и воспевает различные мантры и молитвы на санскрите. А садху - это аскеты, святые и йогины, посвятившие себя достижению мокши или освобождения путем медитации и познания Бога. Садху носят одежды цвета охры, символизирующего отречение. Пуджари и садху у храма готовят просад. Это своеобразный вид благословления, подобный просвире в православной церкви. Садху встречают туристов дружелюбным взглядом, и предлагают сесть рядом с ними. Было бы неплохо, если бы турист смог хотя бы в нескольких словах на местном языке рассказать о себе. Пуджари также всегда имеет весьма специфический облик. Особенностью этого облика являются большие дырки в ушах, в которые вставлены огромные пластиковые кольца. Пуджари может поставить туристу точку на лоб, положить на голову цветок, и дать в руки просад. Эта небольшая лепешка, изготовленная из мелких кусочков струганного кокоса, фиников и засушенного теста, останется на память о Горкхе. Пожалуй, есть просад не стоит. Облепленный мусором, со следами немытых рук, вряд ли вам захочется принять его в пищу.

Ближе к полудню, в храм начинают подходить прихожане. Они звонят в большие колокола, заходят в храм и уходят. А сидя на крыльце храма, можно увидеть, как в широком углублении в центре храма догорают дрова-так проходит пуджа богу Шиве. Невдалеке от шумного мира три отрешенных человека неспешно готовят лепешки, лишь изредка осматривая пришедших жителей. Здесь могут прийти в голову мысли о том, насколько по-разному можно прожить свою жизнь, как утро в Горкхе отличается от суеты утренней московской жизни.

Фотографировать территорию дворца, к сожалению запрещено. Поэтому запечатлеть эту достопримечательность можно лишь издалека.

Под храмом построен еще один храм, вновь посвященный Шиве. Здесь можно увидеть множество атрибутов этого бога. Особенно много трезубцев, и даже такого вида, будто ими уже не раз пытались разрушить всю вселенную. По старому приданию, именно здесь находится пещера Горакхнатха - гуру, от имени которого и произошло название Горкха.

Выйдя из храма, можно отдохнуть в тени большого дерева, под которым могут принимать пищу непальские семьи. Не удивляйтесь, если после небольшого совета, они подойдут к вам и угостят рисовой лепешкой своего "стола". Отвечая на благодарность они могут собрать угощение и в дорогу - ярко-розовой лапши, сухих рисовых хлопьев и бобовых чипсов.

Метрах в ста и выше дворцов виден небольшой храм,лежащий под открытым небом. Здесь на камнях изображены фигуры святых индуизма, судя по всему, достаточно древние.

Вернувшись на дворцовую площадь, можно увидеть приста. "Прист" или "жрец" здесь - главный человек. Перед ним лежат открытые книги, исходя их названий, посвященные индуистским богам. А сам прист периодически напевает мантры, по звучанию схожие на буддистскую пуджу. Для тех, кто давно или никогда не был на службе в храме буддистов, будет интересно и познавательно какое-то время провести рядом с пристом.

Вокруг храмового комплекса растет приятный лес. Это не джунгли, которыми часто бывают покрыты склоны холмов в Непале. Поэтому гулять по длинной каменной дороге вдоль леса - одно удовольствие. В конце дороги и леса-деревня. Зайдя в первый двор за водой, не удивляйтесь если к вам выйдет вся семья. Родители, сыновья, их жены и внуки составят вам компанию, посидят и отдохнут в тени крыльца.

В индуизме существует традиция, что маленьким детям надевают браслеты на руки и ноги от сглаза. Вероятно, одна из женщин, может вырвать нитку из вашей одежды и обмотать ею руку своего ребенка. Скорее всего, это случится, если на руке малыша еще нет браслета. Тогда такое благословление от белого человека, несомненно, украсит ручку маленького непальца. Семьи в Горкху достаточно гостеприимные, хозяева могут предложить вам местный рис "дал" или вкусные пельмени "мо-мо". Такие пельмени готовят и в центре Горкхи.

Расчет тура в Горкха
от 7 до 14 ночей
от до
Оk
+
+
3 года, 5 лет и 2 года
+
+
+
Оk
Горкха Горкха Горкха Горкха Горкха